В течение нескольких часов сотрудники ФСБ при поддержке спецназа нагрянули по 40 адресам в московском регионе, Республике Ингушетия и Нижнем Новгороде (там находится НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова, входящий в структуру "Росатома").
В частности, большая группа силовиков взяла штурмом роскошный особняк, расположенный в подмосковной Барвихе. Дом принадлежит 52-летнему Хасану Алиевичу Тумгоеву, уроженцу села Сурхахи Назрановского района Ингушетии.
Хасан Тумгоев - один из богатейших ингушских бизнесменов, владелец завода минеральных вод "Ачалуки". Ранее он трудился генеральным директором Управляющей компании ОАО по строительству объектов атомной энергетики Концерн "Росатомстрой" - важной инвестиционно-строительной составной части Госкорпорации "Росатом", "позволяющей комплексно решать различные задачи, возникающие при сооружении и эксплуатации объектов тепловой и атомной энергетики".
Интересы братьев Хасана - Салмана, Исы и Руслана - тоже большей частью неразрывно связаны с атомной отраслью. Родоначальником "атомно-строительного бизнеса" семьи Тумгоевых является их отец Али Магометович Тумгоев, который в своё время переселился из Ингушетии в город Курчатов Курской области, где работал экспедитором Отдела рабочего снабжения (ОРС) Курской АЭС. Тумгоев-старший наладил взаимовыгодную дружбу с директором ОРС Владимиром Хохловыи, позднее ставшим заместителем директора Курской АЭС по коммерческим вопросам и советником главы Минатома РФ (застрелен в собственной московской квартире 11.12.1997; убийство не раскрыто). Ещё в 1992 году в офшорной зоне Республики Бурятия братья Тумгоевы зарегистрировали ООО "Атом-строй" и широко развернулись в Курчатове. После Хохлов обеспечил проникновение Хасана Тумгоева в совет директоров ООО "Атомресурс" - и понеслось.
Тут что бросается в глаза: мутные (назовём джигитов так) братья-ингуши Тумгоевы на протяжении многих лет фактически контролировали львиную долю атомного строительства в РФ. С начала нулевых, если говорить именно о контроле.
Хасан тогда возглавил Управляющую компанию ОАО Концерн "Росатомстрой", Руслан стал генеральным директором ЗАО "АЭС-Проект-II", директором ООО "УПТК города Курчатова". Иса заделался генеральным директором ОАО "Инжиниринговая компания «Атомэнергомонтаж»".
Их деятельность нередко сопровождали уголовные дела, однако братья оставались на свободе, при контрактах и увеличивающихся капиталах. Ису и Руслана судили в Курске (за мошенничество в крупном размере, покушение на хищение телекомпании), но в 2013 году освободили от наказания в связи с истечением срока давности.
"Тумгоевы, по мнению местных жителей, разоряют и банкротят предприятия, а людей вышвыривают на улицу. То, что совершают эти одиозные личности, иначе как преступлениями назвать нельзя... Как считают люди, там, где ступала нога братьев Тумгоевых, остаются разваленные предприятия и возбуждённые уголовные дела. Напрашивается вывод: все организации, которые захватывали Тумгоевы путём противоправных, мошеннических, рейдерских действий через подставных лиц, заканчивают свою жизнь по одному и тому же сценарию: предприятия переводят в Республику Ингушетия, банкротят, имущество разворовывается, зарплаты людям не выплачиваются, подставные директора оказываются под следствием", - отмечал в 2014 году сайт "Регион 46".
Добавим, что Хасан Тумгоев построил в центре ингушской столицы Магаса бизнес-отель Artis Plaza. Он мгновенно превратился в место проведения многих республиканских мероприятий; там останавливаются все значимые гости Ингушетии. "Завод минеральных вод «Ачалуки», 3 ГОКа, стекольный завод. Это всё тянет примерно на 7 млрд рублей инвестиций и приводится в порядок одним хозяином. Это всё строит Хасан Тумгоев. Он же возвёл в Магасе один из самых красивых и современных на Кавказе бизнес-отелей «Артис Плаза»", - рассказывал в интервью Forbes глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Хасан Тумгоев показывает возводимый бизнес-отель Artis Plaza тогдашнему председателю правительства Ингушетии Мусе Чилиеву (2013):
Отель Artis Plaza в Магасе на проспекте Идриса Зязикова, 6:
Сотрудники Федеральной службы безопасности задержали экс-руководителя "Росатомстроя" в его барвихинском поместье. Лефортовский суд Москвы арестовал Тумгоева. Уголовное дело возбуждено Следственным управлением ФСБ по части 4 статьи 159 УК РФ (хищение путём мошенничества). Бизнесмену инкриминируют хищение 335 миллионов у ГК "Росатом".
"Акционер завода минвод «Ачалуки», экс-топ-менеджер «Росатомстроя» Хасан Тумгоев получил 40 млрд рублей контрактов «Росатома» за 10% откатов и похитил у НИИ измерительных систем им. Седакова 355 млн. На украденное он финансировал строительство отеля «Артис Плаза» в Магасе (Ингушетия). Мошенник арестован, в его дворце в Барвихе прошли обыски", - пишет Telegram-канал "Футляр от виолончели". "В материалах дела фигурирует некий «решальщик», - по предварительным данным, Муса Келигов, бывший сенатор от Ингушетии", - утверждает Telegram-канал "kavkaz_leakbez".
"Согласно версии следствия, в 2016 году расположенный в Нижнем Новгороде НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова (входит в Госкорпорацию «Росатом») подписал госконтракт на 335 млн рублей с фирмой «ОКС». За эти средства фирма должна были реконструировать одно из помещений НИИ для проведения различных исследований и испытаний. Были подписаны документы о приёмке части работ. Однако, как полагают в ФСБ, значительная часть работ в реальности выполнена не была, в частности — не проложены дорогостоящие кабели. Формально Тумгоев к «ОКС» не имеет отношения, но по мнению контрразведчиков, именно он являлся фактическим владельцем фирмы. Однако на одном этом гоконтракте «Росатома» ФСБ явно останавливаться не собирается, а изучает и другие, на более крупные суммы. Связано это с присутствием в деле весьма интересной фигуры, имеющей пока статус свидетеля. Бывший сотрудник «Росатома» дал показания, что он занимался организацией заключения контрактов с госкорпорацией, за что получал 10% от максимальной стоимости контракта. В частности, «ОКС» выплатило ему 37 млн рублей. И это была не самая крупная сумма «отката». За посредническую деятельность (она даже оформлялась официально) мужчина получил сотни миллионов рублей. А сейчас судится за невыплаченные ему 400 млн рублей —10% от организованных им госконтрактов с «Росатомом». Сам свидетель, впрочем, на допросах уверяет, что это вовсе не «откаты», а справедливая оплата его труда. Мол, только он один умеет так составлять документацию, что заявка неизменно побеждает на конкурсах «Росатома». Однако в ФСБ такие показания вызывают определённые сомнения", - информирует ИА "Росбалт".
"Русская весна" сообщает о наличии "информации о проверках братьев на связь с ингушским террористическим подпольем". При этом портал даёт справку: "Хасан Тумгоев представляет суфийское братство баталхаджинцев, фактически являясь, с одной стороны, его спонсором, а с другой — «прачечной» бизнес-структур этого течения. Орденом руководят Белхороевы, потомки его основателя — шейха Батал-Хаджи. Баталхаджинцы («батлаки») известны своей замкнутостью (практикуют браки только в рамках ордена), взаимоподдержкой, подчас агрессивным лоббированием своих интересов и связями с руководством Чечни (Батал-Хаджи был учеником Кунта-Хаджи— основателя течения, к которому принадлежит Рамзан Кадыров). Известная специфическая одежда чиновников Чечни— стилизация под манеру одеваться последователей Кунта-Хаджи. В недавнем территориальном конфликте Чечни и Ингушетии «батлаки» заняли «обособленную»/«примиренческую» (а по версии некоторых ингушей, «предательскую») позицию. Фактически «батлаки» стали каналом связи руководства Чечни и ингушской общественности".
Выше упоминалось, что Хасан Тумгоев владеет заводом минеральных вод "Ачалуки". Здесь тоже имеются нюансы: "развитие инфраструктуры завода по производству минеральной воды в селе Средние Ачалуки проверялось в 2015 году управлением Генпрокуратуры по СКФО на предмет хищений из федеральной целевой программ «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»".
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин награждает Хасана Тумгоева орденом "Аль-Фахр" II степени:
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →