Алексей Иванов (general_ivanov1) wrote,
Алексей Иванов
general_ivanov1

Categories:

Умер Владимир Этуш




Родился 6 мая 1922 года в семье Абрама Савельевича (Шахновича) и Раисы Константиновны Этуш. Посещал кружок художественной самодеятельности, поступил в Театральное в Театральное училище им. Б. В. Щукина, в сентябре 1941 года записался добровольцем на фронт. Четыре месяца обучался в школе военных переводчиков, затем воевал в 581-м Краснознамённом стрелковом полку 151-й стрелковой дивизии (бои на Северном Кавказе, освобождение Ростова-на-Дону и Украинской ССР).

19 сентября 1943 года приказом № 027/Н "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество" награждён орденом Красной Звезды. Выписка из наградного листа: "В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино (ныне одноимённый город в Донецкой Народной Республике - Прим.) 07.09.1943 г. командованием полка, тов. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, тов. Этуш бесстрашно не щадя своей жизни воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, при чём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт. Тов. Этуш работая начальником штаба по тылу на всём протяжении наступательных боёв, обеспечил нормальную работу тыла и его передвижения. Бесперебойно доставлял боевым подразделениям продовольствие и боеприпасы. Хорошо обеспечил приём и эвакуацию раненых. 15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево (ныне город Бильмак в Запорожской области Украины - Прим.), лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника". Вскоре был тяжело ранен под городом Токмак Запорожской области, после длительного лечения в госпитале комиссован в звании лейтенанта, со второй группой инвалидности.


"Я не знаю, как говорить о войне, чтобы это было понятно всем. Наверное, понять войну можно только на уровне чувств. Великая Отечественная — это событие, в которое была вовлечена вся страна, каждый наш человек. Эта часть истории, она настолько пронзительна, что её невозможно преподнести как-то иначе, кроме как с великим трепетом, с великой болью. И со своей стороны, я не понимаю людей, пытающихся что-то «переосмыслить», поумничать на эту тему. Что такое война для меня? Представьте: я совсем юный актер, мне 18 лет. Я эдакий баловень судьбы, предвоенный год для меня складывается прекрасно: чудесный вахтанговский театр, выдающиеся коллеги-актёры, любовные похождения, ночные гулянки. И вот война, начало которой помню в мельчайших деталях. 22 июня 41-го года в пятом часу утра я возвращался по пустынной Москве домой с очередной вечеринки. Спустился по улице Горького на Манежную площадь и вдруг увидел огромный чёрный автомобиль посольства Германии, который нёсся со стороны Кремля. До сих пор помню флажок со свастикой, трепетавший на ветру. Я, по своей мальчишеской наивности, не придал этому эпизоду значения. Уже позже понял, что стал невольным свидетелем проезда немецкого посла фон Шуленбурга, который минутами ранее вручил Молотову меморандум об объявлении войны Советскому Союзу. Только в районе обеда того же дня узнал о бомбежках Киева и Минска и о том, что прежняя, мирная, жизнь завершилась. Что ощутил я поначалу? Жуткий, колотящий страх, который до сих пор чувствую буквально кожей. Этот ужас прошел быстро: начались военные будни, которые для меня выражались в тушении «зажигалок» на крыше Щукинского училища и рытье противотанковых рвов. На оборонные работы меня вместе с другими студентами отправили спустя неделю после начала войны. Рыли окопы и эскарпы под Вязьмой. Уже там я понял, что тревожное время всегда показывает каждого человека в его истинном облике: среди нас, земляных рабочих, были настоящие трудяги и патриоты, а были и симулянты, лодыри, плуты. В конце сентября 41-го мы играли в театре спектакль на военную тему — «Фельдмаршал Кутузов». В зале присутствовало всего 13 зрителей! Хорошо помню своё шоковое состояние. Я вдруг осознал, что в такой трагический для страны период людям не до театра. И на следующий день в военкомате записался добровольцем на фронт. Я немного знал немецкий, поэтому первые четыре месяца службы провёл в школе военных переводчиков в городе Ставрополе-на-Волге. Ныне такого населенного пункта нет, он затоплен после сооружения Куйбышевской ГЭС. По распределению я попал в Северо-Кавказский военный округ. Настоящая война началась для меня именно с этого момента. Моё лейтенантское звание поспособствовало тому, что из переводчика я преобразился в заместителя начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Через месяц после моего прибытия в часть немцы прорвали Воронежский фронт: наши войска стремительно отступали на Кавказ, и все разом хлынули через единственный мост в районе Аксая. Комендантом этого моста назначили именно меня. Эта летняя переправа 1942 года до сих пор стоит перед глазами. Нескончаемый поток войск, текущий через узенькую тропку моста, и постоянные бомбежки. Немец, разумеется, был осведомлён о стратегическом значении переправы и не давал нам расслабиться ни на сутки. Я всё время находился на самом мосту, регулируя движение колонн, и, как выяснилось, это было самое безопасное место! Наша зенитная охрана не давала фашистской авиации снижаться для прицельного бомбометания, поэтому взрывы гремели где угодно, но в мост немцы так и не попали. Потом были бои за Аксай, в ходе которых я получил первые фронтовые навыки. А затем — наше долгое и тяжёлое отступление через Кавказский хребет. Днём жара, ночью — жуткий холод, а обмундирование к таким походам не приспособлено. С едой в горах было тоже неважно, поэтому голод в том переходе стал обычным делом. Люди слабели, засыпали на ходу, иногда срывались в пропасть — особенно по ночам, когда километрами приходилось передвигаться по «карнизам» вдоль отвесных скал. Вообще, прошло много лет, но до сих пор помнится одно главное, тягостное ощущение от войны — это нестерпимая, свинцовая, постоянная усталость. Мы никогда не бывали сытыми и никогда не бывали выспавшимися. И временами все — и командиры, и бойцы — от утомления просто валились с ног... Мои лучшие дни на войне — если вообще можно так говорить — связаны с 581-м стрелковым полком и его командиром Андреем Николаевичем Семёновым. Его полк на всем фронте — единственный, который обычно именовали не по номеру, а по фамилии командира: Семёновский полк. Семёнова обожали все: штабные офицеры, солдаты, командиры смежных подразделений. Профессиональный военный, строевик, Семенов привлекал не только необыкновенным умом и боевой выучкой, но и отношением к подчинённым. В полку он знал всех, регулярно общался с рядовыми бойцами, вникал во все вопросы. С офицерами вёл себя как старший товарищ, с бойцами — как родной отец. С Семёновским полком я прошёл фронтовой путь от Осетии и Кабарды до Азова. Позже выяснил, что Семёнов — болгарский иммигрант, революционер, приговорённый к смерти на родине и нашедший пристанище в Советской России. Его настоящее имя — Янко Митев. С ним мы сдружились и даже встречались после войны в Болгарии. Он рассказывал, как в 1937 году в Москве его арестовали, обвиняли в шпионаже, проводили изнурительные многочасовые допросы. Какое-то время он провёл в тюрьме. Самое интересное, что Митев-Семёнов, несмотря на все притеснения и арест, остался убеждённым сталинистом. Объяснить это с точки зрения логики невозможно. Наверное, надо жить в то время, чтобы понять... На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стёрлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. Боёв было много, и мне, лейтенанту, приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулемётным расчетом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в такой цепи мой сосед, один из бойцов нашего полка, получил ранение в лёгкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него. Как мне это забыть?.. Под Запорожьем в 43-м война для меня закончилась. Я получил тяжёлое ранение. Это случилось сразу после награждения орденом Красной Звезды. Мы ждали сигнала к наступлению, сидели в окопах. Выбрали время затишья для вручения наград солдатам и офицерам, приехал комдив. Я, как назло, на построении не присутствовал — отлучился. А когда вернулся, немцы начали такой бой, каких до того момента я не припомню: всё перед нами взрывалось и сверкало, как салют. Нужно было менять позиции, и мы побежали. Вдруг командир полка на бегу суёт мне коробочку: «Этуш, забери свой орден! Чёрт знает, может, тебя убьют, а может, меня убьют». Мы окопались и не могли сдвинуться с места 13 дней: немец стрелял беспрестанно. Нам ежедневно поступали приказы идти в атаку, но поднять бойцов под шквальным огнём не удавалось. На 13-е сутки сидеть в неглубоком окопчике стало невыносимо. С благословения комбата мне удалось поднять людей: пробежали метров 200 под огнём и опять залегли — вроде чуть продвинулись. Я вернулся в окоп к командиру, бой вроде окончился. Когда выходишь из атаки невредимым, теряешь бдительность. Я собрался на обед, встал в рост и повернулся спиной к передовой. Перед тем как потерять сознание, услышал характерный звук «лопанья» разрывных пуль рядом с собой. А затем, когда очнулся, ощутил адскую боль внизу спины. Потом было четыре госпиталя, полгода лечения. Выяснилось, что у меня разбиты кости таза. Меня комиссовали и дали вторую группу инвалидности. Восстанавливался уже в Москве. А в 1944-м, в старенькой шинельке и с палочкой, я появился на пороге родного Щукинского училища... День Победы я отмечаю всегда, иногда вместе с собственным днём рождения. Может ли этот праздник потерять для меня свою ценность? Могу ли я забыть войну? Свою жизнь от жизни страны мне не отделить. И слава Богу, что так", - вспоминал Владимир Абрамович в рамках спецпроекта "Победа" Ленты.Ру.

Владимир Этуш во второй половине 1940-х:


В 1945 году Этуш окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина, сразу принят в труппу Театра имени Е. Б Вахтангова. В том же году началась его педагогическая работа в "Щуке". Он сыграл множество театральных ролей (преобладали комедийные). В кино дебютировал в 1953 году: роль турецкого адмирала Сеид-Али в фильме Михаила Ромма "Адмирал Ушаков". Сыграл в 36-ти кинокартинах; зрителям наиболее всего запомнились колоритнейшие роли в фильмах Леонида Гайдая (товарищ Саахов в "Кавказской пленнице", Антон Семёнович Шпак в "Иван Васильевич меняет профессию", инженер Брунс в "12 стульев"). Также, конечно, невозможно забыть Карабаса-Барабаса из "Приключений Буратино" Леонида Нечаева, злого волшебника Мальгрима ("31 июня"), короля ("Старая, старая сказка"), "русского факира и выученика тибетских халдеев" Али-Бабы Евстюгнеева ("Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"), "наследного принца Бурухтании эмира Бурухтана Второго Второго" ("Неисправимый лгун"), афериста Гришу ("Не будите спящую собаку"), старого авторитета Монарха ("Классик").







С 1976 года он являлся профессором кафедры актёрского мастерства Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, в 1987-2003 годах был ректором "Щуки", с 2003 года занимал должность худрука вуза. В 2009-11 годах работал директором Центрального дома актёра им. А. А. Яблочкиной.

Награждён многочисленными орденами и медалями: помимо ордена Красной Звезды - ордена Великой Отечественной войны I степени и Александра Невского, медали за "За оборону Москвы", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Ветеран труда", медаль Жукова и др. Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Народный артист СССР (после смерти Владимира Зельдина являлся старейшим действующим Народным артистом СССР), лауреат Государственной премии РФ, лауреат театральных премий "Хрустальная Турандот" и "Золотая маска", премии Союза театральных деятелей РФ, кинопремии "Ника" в почётной номинации "Честь и достоинство" и мн. др. Всех наград не перечислить, факт.

Тем не менее, он говорил (интервью газете "Аргументы и факты", 2017), что ощущает профессиональную неудовлетворённость: "Безусловно. Хотя я и Народный артист Советского Союза, лауреат Государственной и других премий. А всё равно артист голодный. Я не сыграл всего того, что мог бы сыграть. Мне всегда не хватало хороших ролей. А плохую зачем играть? Конечно, хотел сниматься, очень даже. Хотя и понимал, что надеяться особо не на что: другие актёры имели огромное внешнее преимущество передо мной. На нашем кинофоне я был совсем чёрным. Ну, кого я мог играть? В кино же важна внешность. И вдруг открылось «кавказское направление». Я ведь до «Кавказской пленницы» уже сыграл двух подобных героев. Оттого и отказывался от Саахова: не хотел повторяться".



Летом 2016 года либеральное издание Sobesednik.ru потребовало от Этуша "отчёта" о его отношении к Иосифу Сталину. Владимир Абрамович ответил: "Вы спрашиваете о том, о чём судить не могу. Я был фигурой значительно меньшей, чем глава государства. Сталин многое сделал. И личность его надо мерить другими мерками".

Жёнами Этуша были заслуженная артистка РСФСР Нинель Мышкова, заслуженная артистка РСФСР Елена Измайлова, преподавательница английского языка Нина Крайнова-Этуш и преподавательница английского языка Елена Горбунова-Этуш. Дочь от второго брака, заслуженная артистка РФ Раиса Этуш, почти четверть века назад вышла замуж за американского бизнесмена-нефтяника и уехала в Соединённые Штаты; внук Владимир - гражданин США.

Владимир и Елена Этуш:


8 марта 2019 года Владимир Абрамович доставлен в одну из московских больниц в бессознательном состоянии. Днём 9 марта у него остановилось сердце. "Это произошло сегодня. Ему было 96 лет, я думаю, что отказало сердце", - подтвердила RT дочь Раиса. Церемония прощания с Этушем пройдёт в его родном театре 12 марта. Он будет похоронен в семейном склепе на Новодевичьем кладбище. "Владимир Этуш и его жена Елена прожили вместе 18 лет. Они вместе выбрали себе место для могил на Новодевичьем кладбище. Несколько месяцев назад была изготовлена скульптура на кладбище по их индивидуальному эскизу", - пояснила "Комсомольская правда".

Глубокие соболезнования родным и близким Этуша выразил президент Владимир Путин: "Искренне разделяю постигшее вас горе. Ушёл из жизни Владимир Абрамович Этуш — фронтовик-доброволец, мужественный, честный человек. Владимир Этуш был поистине народным артистом, подлинной легендой знаменитой «вахтанговской» школы. Его знали и любили миллионы людей — за верность своему призванию и замечательные работы в театре и кинематографе, за молодость души и щедрость таланта. Светлая память о Владимире Абрамовиче Этуше навсегда сохранится в наших сердцах".

"Мы помним его по очень весёлым комедиям, и такой грустный повод. Это был человек совершенно необъятного таланта. Чтобы он ни играл, я не могу вспомнить ни одной роли, где бы он не сверкал", - сказал ТАСС режиссёр Владимир Бортко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре и вероятный кандидат на пост губернатора Санкт-Петербурга.

"Не стало российского актёра театра и кино, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РФ, почётного гражданина города Малгобек Владимира Этуша. Владимир Абрамович был добрым и неординарным человеком, талантливым актёром. Он всегда будет жить в наших сердцах как товарищ Саахов, Карабас-Барабас, Антон Семёнович Шпак и многие другие яркие и незабываемые роли", - написал в Instagram глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

"Уходит поколение сильных людей и крупных личностей. Умер солдат, Владимир Абрамович воевал, был тяжело ранен. Он вызывал уважение и восхищение, потому что — воин, его ничто не могло сломить. Он работал до последнего, и в этой жизни ни перед чем не пасовал. Память о нём останется на всю жизнь, зрители его обожают, такую любовь нужно заслужить", - отметила в беседе с РИА Новости народная артистка РСФСР Ирина Купченко.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments