Алексей Иванов (general_ivanov1) wrote,
Алексей Иванов
general_ivanov1

Categories:

Скоропостижно скончался протоиерей Всеволод Чаплин



В Москве на 52-м году жизни умер протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот.

Общаясь с прихожанами в храме, он почувствовал себя нехорошо. Вышел на улицу, сел на лавочку, потерял сознание. Бригада скорой помощи прибыла через 15 минут, но помочь о. Всеволоду уже не смогла - констатировала смерть от остановки сердца.

"Он болел астмой. Он стал задыхаться, посинел, упал. Ему вызвали скорую, скорая констатировала смерть. Я не видел, было у него с собой лекарство, но он всегда его с собой носил. Когда у него была одышка, он всегда пользовался баллончиком от астмы. Отпевать его будут, скорее всего, в храме, где он служил", - рассказал изданию "Подъём" прихожанин храма прп. Феодора Студита, активист движения SERB Александр Петрунько.



Всеволод Анатольевич Чаплин родился 31 марта 1968 года в семье советского учёного в области теории и техники антенн Анатолия Фёдоровича Чаплина. Рос "в безрелигиозной семье", учился в средней школе № 836 в московском районе Гольяново: "При всех известных достижениях советской средней школы в ней была одна особенность, которая меня как ученика совершенно не устраивала. Это навязывание очень «продвинутого» уровня предметов, которые, как я был уже тогда уверен, мне не пригодятся — физики, химии, сложнейшей математики. Я их, собственно, почти и не учил, зная, что удовлетворительную оценку мне всё равно поставят, чтобы не портить отчётность". По словам Чаплина, к вере он пришёл, когда ему было 13 лет. "Я просто пришёл в храм, это был Елоховский Богоявленский собор, пришёл почти случайно, чтобы купить крестик, который носить тогда было в моде. И сразу понял, что здесь останусь, что служение Богу, жизнь в Церкви — это моё, что я пришёл в настоящий дом, где меня давно ждут", - говорил Чаплин в интервью РИА Новости.

После окончания школы он работал в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию (куда поступил по рекомендации митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), в 1994 году - Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию "Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли".

21 апреля 1991 года рукоположен в сан диакона, 7 января 1992 года - в сан священника. В 1999 году возведён в сан протоиерея. В 1990-2009 годах работал в штате Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата: рядовой сотрудник, заведующий сектором общественных связей, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель председателя. Входил в экспертный совет при Комитете Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций и консультативный совет ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Являлся секретарём Синодальной рабочей группы по разработке "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

31 марта 2009 года протоиерей Всеволод Чаплин назначен председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Стал настоятелем храма святителя Николая Чудотворца на Трёх Горах. Вошёл в Патриарший совет по культуре, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Российский организационный комитет "Победа", Общественную палату РФ. Занимал пост заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). В 2011-15 годах - член Высшего церковного совета Русской Православной Церкви. Вёл программы на телеканалах "Спас", "Мир" и др., на радиостанции "Русская служба новостей" и на "Радио Комсомольская правда". Регулярно публиковался в православно-патриотических СМИ. Преподавал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Из выступления на пленарном заседании XVI Всемирного Русского Народного Собора: "Чем наша цивилизация отличается от других? Каково её воздействие на мировые процессы? Почему идут споры о том, что это такое — русская, православная, восточно-христианская цивилизация? Может быть, потому что нет базовых текстов, которые актуализировали бы её традицию в современных категориях? Нам говорят, что наша цивилизация — в прошлом, и отчасти это справедливая критика. Обосновывая свою позицию, мы обращаемся к текстам, написанным много лет назад. Вот это несоответствие нашего стремления участвовать в судьбоносных для мира процессах и недостатка формулировок для их объяснения для многих является основанием заявлять, что нет никакой русской цивилизации. Она является либо устаревшим вариантом западной цивилизации, либо чем-то мифическим. Мне бы хотелось бы предложить ВРНС преодолеть этот разрыв — преодолеть пропасть, отделяющую интуиции, присутствующие в нашем народе, от конкретных предложений по тем вопросам, которые мучают современное человечество. Это — экономический кризис и принципы устройства мировой экономики, взаимоотношение нравственности и права, место религии в жизни общества, экологические проблемы, кризис народовластия, особенно в международных организациях и транснациональных компаниях, которые действуют в негосударственном поле, но имеют большее влияние, чем государства. Сейчас основные решения, значимые для всех народов мира, принимаются без участия этих народов. Их принимают структуры, которые никто не избирал и которые никому не подотчётны. Как изменить это положение? На площадке Дискуссионного клуба ВРНС я предлагаю серьёзно подумать, сможем ли мы сформулировать позицию нашей цивилизации по этим вопросам. Как в аспекте тем, значимых для всего мира, так и в контексте тех преобразований, которые мы должны совершить в России. Мы должны предложить глобальные реформы в области экологии, экономики, роли религии в жизни общества, вопросах соотношения морали и права. Что мы можем изменить? От чего отказаться? Какие принципы мировой системы отменить и какие предложить? Многие могут спросить: почему мы ставим такую задачу тогда, когда противоборствующие нам силы постоянно объявляют о победе над нами? Эти силы позиционируют себя как наиболее развитую часть человечества, а нас — как людей отсталых, сопротивляющихся прогрессу. Эти силы попытались заставить нас отступить на арене некоторых общественных дискуссий, в ходе борьбы против символов. Эти силы попытались нас подчинить и переспорить, пытались заставить пойти на бесконечные уступки, чтобы мы постепенно отказывались не только от общественного измерения Православия, но и от самой сути нашей веры, от Евангелия. Мы знаем, что во многих западных странах некоторые христианские, или уже постхристианские общины пытаются Евангелие подвергнуть пересмотру, чтобы не раздражать оппонентов, чтобы не оказаться неадаптированными и немодными в их глазах. То, что мы не отреклись от своих идеалов, не предали своей веры, не пошли на поводу у тех, кто пытался переформатировать диски в наших мозгах — это свидетельство победы. Нас не удалось подчинить через информационное давление, через политические доносы и попытки воздействовать на отдельные личности, чтобы их скомпрометировать. Мы доказали свою способность защищаться в интеллектуальной среде. Мы остались сами собой, наша общественная активность не снизилась и будет только расти. Наша цивилизация имеет ответы на вопросы, перед которыми в ужасе останавливается большая часть мировой элиты. Однако важно не останавливаться на достигнутом, но предложить в умной и бескомпромиссной форме смелое и яркое видение того, как должен измениться мир. И значит — изменить его".

Награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, орденами святого благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, орденом Дружбы, почётной грамотой Президента Российской Федерации, медалью "За укрепление мира и согласия между народами", орденом "Российского императорского дома" святой Анны II степени. Автор девяти книг, а также нескольких фантастических произведений; лауреат премии "Бесобой" (вручена на конвенте писателей-фантастов "Басткон-2015" за "достижения в мистической/сакральной фантастике"). Состоял в Союзе писателей России, являлся действительным членом Академии российской словесности.



24 декабря 2015 года в связи с рядом высказываний решением Священного Синода освобождён от должностей председателя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России. 29.12.2015 Президиум Всемирного Русского Народного Собора единогласно принял решение снять Чаплина с поста заместителя главы ВРНС, призвав священника "к сдержанности и христианскому смирению" (перед этим он отказался от предложения добровольно сложить с себя полномочия). 16 апреля 2016 года Чаплин исключён из состава Межсоборного присутствия РПЦ. Сам протоиерей сказал журналистам, что он - "свободный человек", который имеет "право спорить с кем угодно, включая Святейшего Патриарха".

11 февраля 2016 года о. Всеволод назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита (церковь Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот.



В том же году создал сообщество "Русская миссия" - объединение общественных и политических деятелей, историков, писателей, публицистов, представителей Церкви. В начале 2017-го выступил соучредителем Совета православной патриотической общественности (СППО).

Всецело поддерживал борьбу народа Донбасса против укронацистов, военную операцию в Сирии. Цитата: "Не надо ничего бояться, — если война, значит, война. Если война с Западом — значит, война с Западом".

В 2018-м заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста в России при существующей продолжительности жизни и ситуации на рынке труда.


Перед самой смертью протоиерей Всеволод Чаплин отправил в конституционную рабочую группу свои предложения по поправкам к Конституции РФ. Преамбула, по его мнению, должна звучать следующим образом: "Мы, нация Россия — русский народ и все объединённые им равноправные народы, соединённые прошлым, настоящим и будущим на своей земле, утверждая права и свободы человека, его гражданское и нравственное достоинство, его ответственность перед согражданами, милосердие, справедливость и мир в обществе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, сознавая преемство нашей страны от всех самостоятельно избранных её народами форм государственного бытия, включая Российскую Империю и Союз Советских Социалистических Республик, храня высокие идеалы и ценности, укоренённые в религиозном или гуманистическом миропониманиях, уважая православие как основу российской истории и культуры, а также традиционные для России формы ислама, иудаизма и буддизма как основные религиозные традиции народов нашей страны, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ". Также он считал, что в основном законе должно быть чётко прописано: "Народ России состоит из её граждан, проживающих на её территории либо вне таковой, а также из людей, декларирующих принадлежность к народу России и владеющих русским языком. Россия имеет долг защиты законных интересов своего народа в любых местах его пребывания".

Главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: "Сегодня умер отец Всеволод Чаплин... Мы не один год вместе проработали, много общались, порой сильно спорили... Царствие Небесное! Отец Всеволод был человек яркий, сложный, искренний и неподлый. Господь да простит ему все прегрешения и упокоит его душу!".

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, руководитель лаборатории деструктологии МГЛУ Роман Силантьев: "Был потрясён этой новостью. Уже 22 года отца Всеволода знал и работал с ним долго, это действительно был человек выдающийся. Большая утрата для православной общины. Отец Всеволод был человеком со своим мнением, которое отличалось от мнения многих церковных людей и которое он не стеснялся высказывать, при этом был очень порядочным человеком. Я, единственное, очень жалею, что он не успел примириться со Святейшим. Очень этого ждал, очень надеялся".

Настоятель Георгиевского храма в пос. Нахабино Павел Островский: "Отец Всеволод был глубоко верующим священником, который искренне переживал за все проблемы в Церкви, в обществе. Он был именно консерватором, очень ультраконсерватором, и поэтому, конечно, многие его мысли вызывали резонанс, многим не нравились. Но, знаете, в наше время, когда очень многие друг под друга подстраиваются, наверное, всё-таки отец Всеволод являл пример некоей несгибаемости, с которой, может быть, и правда где-то и я сам не соглашался, но как минимум нам всем будет его не хватать".




P.S.

В последние годы о. Всеволод совершал неоднозначные, мягко говоря, шаги. Чрезмерно увлёкся политикой и временами терял берега. На какой-то период его взяли в оборот всевозможные стрелковы-гиркины, платошкины, удальцовы, скурлатовы, сулакшины, калашниковы-кучеренки... Зашквар, да. Но от многих, очень многих я слышал о личной порядочности, благородстве о. Всеволода. Он честно жил, искренне верил и искренне заблуждался. Несмотря на якшание с оппо-публикой, сам себя оппозиционером не считал. И - что важнейшее - занимал однозначную позицию по Крыму и Донбассу.

Скорблю и буду молиться об упокоении его души.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments